В когорте учительства учитель изобразительного искусства стоит особняком. Все дело в отношении к его предмету. В общеобразовательной школе за ним прочно закрепился статус предмета «неглавного» со всеми вытекающими последствиями. Если же учитель искусства — преподаватель детской художественной школы, то психологически ему проще: среди коллег он — равный. Но при этом вся его школа относится к «дополнительному» образованию. Некоторые считают это дополнительное образование элитарным, но в сознании массы людей оно необязательное, также со всеми вытекающими следствиями. Мне думается, говорить о значении разных учебных предметов с расстановкой их по принципу «главный — не главный» не серьезно. Есть единое знание, которое можно сравнить с цепью, состоящей из множества звеньев, прочно связанных друг с другом. Выпадет одно звено, и нет целостной цепи.
Представьте себе, что выпало звено знания законов изобразительного искусства: законов организации пространства, законов гармонии и красоты. Нет людей, владеющих этими законами — художников, архитекторов, дизайнеров. В обустройстве жизни вместо целостной организованности, уравновешенности и упорядоченности царят хаос, безвкусица, безобразие. Но это еще не все. Утилитарность, лишенная красоты, не дает радости сердцу, а сердце без радости и творческого устремления пусто, мертво. Выходит, без искусства, питающего ум и сердце, воспитывающего душу, человек теряет образ и подобие Божие и превращается в нечеловека, нелюдя. Вот вам и неглавный предмет… Человеческая цивилизация, выталкивая искусство, а вместе с ним и культуру на задворки бытия, умудрилась так себя заморочить, что забыла, зачем она существует на Земле и что именно определяет в Человеке человеческое. Похоже, homo sapiens, передвигаясь по пути эволюции, попал в «материальный капкан» — безнадежно. Если все же добавить немного оптимизма, можно сказать, что «застрял в материальной пробке» — почти безнадежно, — до тех пор, пока не осознает Законы жизни, уравновешивающие материальную и духовную ее составляющие.
К чему это не особенно радужное предисловие? Надо, — скажу я, — оно и контекст статьи и информация к размышлению. Настало время размышлять в свете разума, время творить и созидать. Кто может этому научить, кто сумеет сделать человеку в детстве творческую "прививку", развивающую у него иммунитет к пошлому, безобразному, нецелесообразному? Конечно же, Учитель — творческий, устремленный сам и устремляющий своих учеников к самосовершенствованию и преображению мира по законам красоты. Это относится к любому учителю, независимо от преподаваемого им предмета, но возможности учителя изобразительного искусства в воспитании творцов — созидателей особые. К сожалению, существующая система образования, направленная на усвоение учащимися суммы рациональных знаний, не считает важными ни задачу развития в детях творческого начала, ни тем более задачу формирования в их сознании духовно-нравственных основ созидания. Между тем, если следовать простейшей логике, — что может быть более важным в разрушающемся на наших глазах мире? Значит, и задача подготовки высоконравственных преобразователей жизни — не просто важная, а эволюционно необходимая. Впору ей и ответственность учителя, обучающего детей азам творчества, законам гармонии и красоты.
Кто они, учителя предметов изобразительного искусства нашего города, какой пример художественного творчества могут показать своим ученикам, чем могут порадовать и удивить людей? Ответы на эти вопросы вы найдете в Музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока на выставке «Мастер-класс», представляющей творчество художников-педагогов и посвященной Году учителя. В экспозиции представлены работы 19 авторов. Среди них 18 действующих учителей: 11 преподавателей
Юргинской ДХШ № 7, 6 педагогов дополнительного образования, 1 учитель изобразительного искусства общеобразовательной школы. Кроме того, на выставке показаны живописные этюды ветерана-педагога, отличника народного образования Н.Н. Черкасова, который стал учителем многих из участников выставки. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, — каждое произведение на выставке отличает творческая индивидуальность автора и высокая исполнительская культура.
Людям, знакомым с педагогическим трудом, понятно, как трудно учителю совмещать свою основную службу с творчеством, ведь часто для этого не остается ни времени, ни сил. И все-таки наши художники-педагоги рисуют, пишут, мастерят. Для кого-то из них творческая работа — это домашнее задание учителя, для других — радостная перемена среди рабочих будней, для третьих — психологический тайм-аут по восстановлению сил и душевного равновесия, для четвертых — любимое занятие. И для всех — способ творческой самореализации, без которой жизнь художника неполноценна.
Выставка позволяет нам приоткрыть дверь не просто в творческую мастерскую художников-педагогов, но в их внутренний мир, неизменно отражаемый в произведениях авторов. Общение с внутренним миром творца дарит много неожиданных, приятных открытий и духовно развивает, совершенствует зрителя, заряжая его невидимой энергией творчества, пробуждая и в нем «божественную искру».
Основная часть работ, представленных в экспозиции, отражает реалистическое направление в искусстве. Исключение составляют картины Ж.Г. Федоровой – изящные модернистские изыски, отражающие оригинальный образный строй сознания художницы, а также композиции И.В. Щербининой, раскрывающие идеи философии взаимосвязей и взаимодействия, выраженные в работах через контраст и преобразование, через поиск возможности единения и синтеза.
В общем живописном «многоголосии» солидно звучит мужская партия в исполнении В.П. Володичева, А.М. Серова, Б.С. Щербинина. Их работы отличает академическая строгость формы и колористическая сдержанность. И.П. Быков смело окунает зрителя в осеннее буйство цвета, переливающееся в пространстве свободных, подвижных очертаниях форм.
Редко показывающая зрителям свои работы О.М. Загревская представила на выставке выразительные акварели, лиричность которых парадоксально сочетается с глубокой цветовой насыщенностью. А этюды Т.А. Кюлян, выполненные масляными красками, отличает акварельная светоносность и прозрачность.
Жанровое разнообразие продемонстрировали постоянные участницы юргинских вернисажей Л.В. Лобанова и Е.В. Свиридова, а также впервые показавшая на городской выставке свои работы молодой педагог ДХШ У.В. Коренева. Не менее интересно и моно-жанровое представление натюрмортов Л.Н. Быковой и Л.М. Володичевой, а также пейзажей О.В. Домогаловой и О.А. Ляш, для которой участие в выставке «Мастер-класс» стало творческим дебютом.
Декоративную часть выставки кроме батиков И.В. Щербининой составляют мелкая пластика (глина) А.И. Кухаря, роспись по дереву по мотивам народных традиций Е.В. Красильниковой, а также оригинальная вышивка лентами Р.И. Галимовой.
Выставка «Мастер-класс» — не просто показ профессиональных навыков и достижений учителей-художников.
Она являет пример творчества, наполняющего мир красотой и равновесием, а также представляет интересное зрелище для любителей искусства. Музей и участники выставки ждут своих зрителей.
Справки по телефону: 6-26-90.
Источник: Н.Дондерфер, директор музея.
Поделиться