В Музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока работает выставка обережной куклы юргинской мастерицы Ольги Клепиковой «Народная кукла».
Однажды Ольга пришла в наш музей на встречу с томской самобытной художницей Т. М. Хохряковой. Тамара Михайловна поделилась историей о том, как увлечение росписью матрешек переросло в настоящее дело по душе, и тогда Ольга поняла, что у нее тоже уже есть любимая работа - увлечение родом из детства.
Тряпичные куклы, сделанные своими руками, всегда были любимым времяпрепровождением и детской радостью. В секреты мастерства внучку посвящала прабабушка Дарья Пименовна Гилёва. Любознательная внучка постигала бесхитростную науку не только в практике, ее увлекала история возникновения обережной куклы, уходящая корнями в далекое прошлое.
Для современного человека «оберег» это что-то давно забытое и непонятное. Кому-то это покажется выдумкой наших предков, скучной и бесполезной, а кому-то - магией или волшебством, в которое невозможно поверить. Ольга поверила в магию народной куклы, вкладывая в каждое из своих созданий любовь и светлые мысли, потому ее куклы наполнены светом и теплом. Такую хочется «поселить» у себя в доме, чтобы оберегала и радовала глаз.
Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт. Каждая кукла начинается со скрутки ткани, часто в основу скрутки вкладывается деревянный брусок. Прабабушка Дарья научила маленькую Олю использовать для основы куклы деревяшечки, поленья, метелочки, даже газету и золу из печи. Поверх такой основы наматывали лоскуты тканей. В оригинале использовали старую одежду, постельное белье, занавески. Сейчас мастерица Ольга закупает натуральные новые ткани, подбирая органичные цветовые сочетания, ближе к природным: чаще всего льняные и хлопковые. Разбираться в тканях и их свойствах она научилась в Тюменском государственном нефтегазовом университете на отделении «Проектирование текстильных изделий» и стала дизайнером тканей. Там же развивала врожденное чувство прекрасного: работая над новыми кукольными образами, постигала эстетику народной куклы. Знания и навыки позволяют вносить авторские изменения, создавая новые современные образы.
Вдохновение для своих произведений художница черпает в загородных прогулках и городских парках. В согласии с собой и природой рождаются новые образы народной куклы: Кукла-Рябинушка, Коровушка-Берегиня, птица- Радость, кукла Сорока и другие.
Интересно, что у каждой куклы свое предназначение. Так, Метлушка была одной из главных Берегинь дома, ее еще называли Метлушкой-очистительницей. Кукла-Доля (Счастливица) предназначена привлекать счастье в жизнь своего обладателя. Не случайно она делается маленького «карманного» размера, чтобы брать ее с собой в дорогу. Кукла Семья - оберег крепкой и дружной семьи. Есть и ещё одно название Московка, потому что история появления этой куклы связана с периодом возникновения московского княжества, которое присоединяло к себе всё новые и новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. Куклу держали на виду, но не давали в руки постороннему. У каждой куклы своя история, предназначение и свой тайный смысл, и чем больше узнаешь о народной обережной или обрядовой кукле, тем больше возникает ощущение, что прикасаешься к волшебной шкатулке, в которой дремлет могучая неизвестная сила, власть которой безгранична.
Сегодня самое главное ее предназначение - это связь с прошлым, с историей нашего народа и корнями наших предков. Для Ольги - это история семьи и любимое увлечение, которое переросло в любимое дело. Достигнув мастерства, она теперь и сама обучает других этому искусству, доставшемуся ей по наследству от прабабушки Дарьи.
Источник: Н.Ефимова, научный сотрудник музея
Поделиться