Как заявил 26 декабря официальный представитель Госдепартамента Патрик Вентрелл (Patrick Ventrell), Вашингтон сожалеет по поводу того, что российские законодатели пошли на такой шаг, вместо того, чтобы добиваться выполнения двустороннего соглашения о сотрудничестве в области усыновления, которое вступило в силу в ноябре. Вентрелл отметил, что США считают подобный подход ошибочным, пояснив, что благополучие детей должно стоять выше политических соображений.
Законопроект о запрете усыновления российских детей гражданами США был принят Советом Федерации ранее в среду. В его поддержку проголосовали все 143 присутствовавших на заседании сенатора. Закон вступит в силу после подписания президентом Владимиром Путиным; ранее сообщалось, что это может произойти до конца декабря.
На фоне принятия Госдумой и Советом Федерации закон неоднократно подвергался критике как в России, так и за ее пределами. С критическими замечаниями, в частности, выступали глава российского МИДа Сергей Лавров, министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер Ольга Голодец. Воздержаться от принятия закона российские власти призывали правозащитная организация Amnesty International и исполнительный директор ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН) Энтони Лэйк.
Закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" задумывался как ответ на принятый в США "закон Магнитского", вводящий финансовые и визовые санкции в отношении россиян, подозреваемых в причастности к нарушениям прав человека. Помимо запрета на усыновление, российский закон фактически запрещает деятельность на территории РФ некоммерческих организаций, финансируемых США, которые занимаются политикой.