Эксперты обнаружили в работе службы безопасности признаки халатности, которые, по их мнению, "существенно понизили уровень безопасности первых лиц 7 и 10 апреля 2010 года". Первая дата относится к мемориальному визиту Туска в Катынь, вторая к гибели Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском.
В сопровождавшей первых лиц Польши группе, по данным прокуратуры, не было взрывотехника, врача и авиационного эксперта, который должен был работать в аэропорту прилета. План обеспечения безопасности Туска и Качиньского был утвержден сотрудником, у которого не было на это полномочий, не были назначены конкретные офицеры охраны, ответственные за безопасность премьера и президента как в Катыни, так и на аэродроме "Северный" в Смоленске. Специальная проверка этих мест перед визитом также не проводилась.
Претензии прокуратуры по перечисленным и прочим фактам, свидетельствующим о халатности силовиков, могут быть официально озвучены в суде в первых числах февраля 2012 года.
Авиакатастрофа под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский и ряд других высокопоставленных лиц, произошла 10 апреля 2012 года. Самолет садился в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Расследование Международного авиационного комитета выявило в качестве основной причины катастрофы отказ экипажа уйти на запасной аэродром. Высказывались предположения, что на пилотов мог оказать давление кто-то из высокопоставленных пассажиров, так как на записи переговоров слышны посторонние голоса.
Свой доклад представила и польская Комиссия государственной авиации по расследованию катастроф. В нем отмечались нарушения, допущенные польской и российской сторонами при планировании полета, а также недостаточная подготовка экипажа. Однако виновников катастрофы комиссия не назвала. Новая экспертиза записи переговоров в кабине пилотов была опубликована в январе 2012 года. Согласно ей, давления на пилотов никто не оказывал.