«Свой квартал»

Дата: 31.07.2010
 
Проблема качественного и доступного обслуживания нестабильных слоев населения стоит в нашем обществе особо остро. Эту проблему можно решать разными способами, один из них — это создание так называемого социального бизнеса. Бизнеса доступного для всех, и в то же время, не отличающегося по качеству от коллег по цеху. В Юрге среди всех социальных предприятий особняком, в хорошем смысле этого слова, стоит «Студия красивых волос» Татьяны Анатольевны Посниковой. Отличающееся широкой системой скидок и льгот, оно ежедневно принимает десятки клиентов, предлагая им весь спектр услуг современного салона красоты по выгодным ценам. В разговоре со мной Татьяна Анатольевна раскрылась не только как предприниматель, но и как личность. Поговорив немного о социальном бизнесе, Татьяна Анатольевна рассказала обо всех трудностях предпринимателя. О салонах красоты, конкурсах и поколениях читайте ниже.
 
Как появилась идея создания социального бизнеса? 
 
Шесть лет назад, когда я решила завести свое собственное дело, уже существовала практика создания социального бизнеса, которая непосредственно была навеяна европейской литературой по маркетингу. Скорее, это не идея, это реальный, рекомендованный квалифицированными специалистами, экономический ход для того, чтобы салонный бизнес был доступен для всех слоев населения вне зависимости от пола, социального положения и материальной обеспеченности. 
 
То есть изначально задумывался именно салон красоты?
 
Да, а потом уже каждому слою населения, будь то учителя, студенты, пенсионеры, дети и так далее, создавались определенная льготы.
 
Что Вы вкладываете в понятие социального бизнеса?
 
Доступность для всех и высокое качество обслуживания — это самые важные составляющие предпринимательства для меня.
 
Почему Вы решили создать свое дело в социальной сфере?
 
«Обычного» бизнеса у нас и так очень много, поэтому хотелось как-то отличаться от других. Для меня почему-то это было важным, и остается важным до сих пор. 
 
Что такого особенного Вы можете предложить потребителю, чтобы именовать свое дело социальным?
 
Самое главное — это широкая система скидок и льгот. Каждый понедельник мы обслуживаем пенсионеров всего за 120 рублей. Сейчас это самая низкая цена в городе. Также для пенсионеров мы делаем дешевую химическую завивку, не ухудшая при этом качества. Во вторник чаще всего мы предлагаем программу по маникюру, естественно, по доступным ценам. В среду предлагаем всем студентам при предъявлении студенческого билета получить скидку на стрижку. В четверг мы балуем наших клиентов мужчин, у которых есть желание чем-нибудь себя порадовать в такой день. А пятница в нашем салоне — это свадебный день, то есть пятница и суббота настроены, конечно, на невест и женихов. Для них в этот день действует множество скидок. Причем такая разветвленная система для всех слоев населения действует на протяжении всего года, без каких либо изменений. 
Юрга. «Студия красивых волос»
В каких конкурсах, мероприятиях, проектах принимали участие Ваше предприятие и непосредственно Вы?  
 
Вообще, по своей натуре, я не люблю конкурсы и какие-то состязательные соревнования, так как считаю это глупым выпячиванием себя рядом с другими специалистами. Это не моя основная задача — принять участие в каком-то множестве конкурсов, чтобы получить побольше грамот и завешать ими стены. Моя главная задача — это сделать людей красивыми так, чтобы и они это увидели, и окружающие оценили их внешнюю индивидуальность, поэтому я практически никогда не участвую в конкурсах между профессионалами в моей сфере деятельности, потому что я знаю, какой я специалист, и для меня важно, чтобы не кто-то посторонний оценил мою компетентность, для меня важно, чтобы меня оценил сам потребитель. Самая высокая похвала или награда, называйте это как хотите, это то, что наши клиенты рекомендуют нас другим. Но, несмотря на это, мы регулярно участвуем в различных проектах — это и «Мисс Юрга», и «Парень удачи», в которых я готовила претендентов к конкурсу. Но больше всего я горжусь тем, что причастна к тому, что наша девочка из Юрги в конкурсе «Мисс ТПУ» заняла 1 место. Это было очень тяжелое и морально, и физически испытание, потому что конкурсантки были со всех филиалов томского политеха, и только благодаря своей красоте, находчивости и уму наша юргинка сумела занять почетное первое место. А помогала ей тогда, на конкурсе, непосредственно в самом Томске, квалифицированная команда. Лично я исполняла роль визажиста и парикмахера, а расходы на профессиональные материалы — гели, лаки, блестки, краску для волос, декоративные заколки и косметику — брала на себя. Вот оно еще одно проявление альтруизма в моем бизнесе, так как деньги, затраченные на материалы, не окупились. 
 
Как Вы думаете, уровень нагрузки, допустим, в вашем салоне социальной направленности отличается от обычного салона?
 
Да, безусловно. Особенно в те дни, когда к нам приходят пенсионеры. В такое время мы работаем независимо от погодных условий, будь то на улице палящая жара или трескучий мороз, и пенсионеры всегда рады и благодарны этому.
 
Как вы охарактеризуете себя, как предпринимателя?
 
Пусть лучше меня охарактеризуют мои клиенты.  
 
Есть какие-то идеи, планы развития на будущее?
 
Да, было бы неплохо нам увеличить помещение, потому что для салона красоты оно у нас достаточно небольшое. Это хотелось бы сделать для того, чтобы разграничить разные виды услуг по разным комнатам. А так как сейчас мы это делаем все в одном помещении, существуют некоторые неудобства. Что мне уже давно хотелось сказать, так это то, что социальный бизнес, несмотря на его спрос среди довольно широких слоев населения, не является рентабельным уж для Юрги, это точно. И это не только мое необоснованное мнение, это мнение многих предпринимателей города. Это наше общее мнение, наша общая инициатива, и как любая инициатива, она также наказуема. На сегодняшний день, несмотря на нашу пользу, у нас отбирают помещение, а вероятность найти новое ничтожна мала. Эта площадь предоставлена нам городом, но уже в течение ближайшего полугодия нас обещали закрыть. С этими вопросами мы обращались и к главе города, и в различные комитеты, объясняли, доказывали всю пользу нашего предприятия, но никакие доводы в этих условиях не играют роли: ни льготная основа для всех слоев населения, ни высококвалифицированное обслуживание, ничего.  
 
Что Вы можете пожелать молодым, начинающим предпринимателям особенно в области социального бизнеса?
 
Я бы хотела пожелать им, чтобы несмотря ни на что, они верили в себя, в свои силы, не теряли надежды, обязательно повышали свою образовательную базу, чтобы они были требовательны к себе и также требовательны к своим подчиненным, и самое главное, чтобы, невзирая на то, что социальный бизнес направлен в первую очередь на те слои общества, которые, грубо говоря, находятся в «группе риска», никогда не падало качество обслуживания. Чтобы они брали себе планку и никогда ее не снижали, шли вперед, не оглядываясь на препятствия, и достигали своих целей. И тогда точно, если не администрация, то жизнь их отблагодарит обязательно! 
 
P.S. Когда уже диктофон был выключен, а сама Татьяна Анатольевна готовилась к фото, она рассказала о том, что родилась и выросла в этом квартале, где жила ее бабушка, и где сейчас находится салон красоты, что здесь за ней до самого совершеннолетия приглядывали не только ее собственная бабушка, но и многие другие женщины, которые уже впоследствии стали для нее родными. И своим салоном Татьяна Анатольевна отдает им всем дань уважение, ведь многие из них это ветераны труда, труженики тыла. И сейчас, вспоминая о том времени, Татьяна Анатольевна задумывается: «А так ли оно хорошо, сегодняшнее поколение, как хорошо предыдущее?» Но тут уже для каждого свой ответ.